Потемнение зубной эмали: почему происходит и как устранить

Изменение оттенка зубной эмали является не только эстетическим дефектом. Оно может указывать на серьезные проблемы. Причин, почему чернеют зубы, много. Выяснив их, стоматологи нашей клиники предложат доступные варианты устранения проблемы.
Причины потемнения зубов делят на внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные). К внутренним относят:

• Резус-конфликт. Если резус-фактор женщины и плода разные, во время родов в организм ребенка высвобождается билирубин. Вещество накапливается в тканях зуба, что приводит к изменению оттенка.

• Некоторые медицинские препараты (тетрациклин и его производные).

• Порфирия. Патология, при которой нарушается пигментный обмен.

• Флюороз. Избыток фтора в воде негативно влияет на состояние костной ткани, страдает зубная эмаль, на поверхности которой возникают характерные пятна. Вначале они имеют белый оттенок, но со временем появляются темные пятна на зубах.

• Гипоплазия эмали или ее недостаточный синтез. Патология проявляется бороздками, пятнами на зубной поверхности. На начальной стадии развития они имеют светлый оттенок. Со временем на зубах появляются коричневые пятна.

Классификация причин пигментации зубов

Самыми распространенными внешними причинами, почему зубы темнеют, являются:

1. Курение. В табаке содержится пигменты, способные оседать на поверхности зубной эмали, формируя налет курильщика. Особенно страдают границы пломб, область щек.
  2. Зубной налет. После еды на поверхности зубов остается биопленка. Частично она смывается слюной. Остатки удаляются во время чистки зубов. Если ее не убрать полностью, она послойно накапливается, формируя налет. Пленка имеет рыхлую структуру, поэтому в нее проникают пигменты, от чего зубы чернеют. При чистке зубов полностью удалить такую пленку нельзя. Поэтому специалисты клиники «Доктора Фадина» рекомендуют периодически проводить профессиональную чистку зубов.
  3. Прием некоторых медикаментов или ополаскивателей. Они могут содержать вещества, способные менять оттенок дентина.
  4. Влияние вредных веществ. Работники металлургических, горно-обогатительных предприятий сталкиваются появлением пигментных пятен на зубах. Причиной становятся соли и пары тяжелых металлов, которые постоянно воздействуют на их организм.
  5. Употребление некоторых продуктов или напитков. Кофе, вино, ягоды и другие продукты имеют в составе красящие вещества, которые окрашивают эмаль и могут стать причиной того, почему зуб темнеет.
  6. Возрастные изменения. С возрастом эмаль истончается и меняет оттенок, становясь темнее.

Это становится причиной того, что зубы чернеют все или только 1-2 из них.
Если один зуб почернел, стоматолог заподозрит:

1.Пульпит или периодонтит. Воспалительный процесс приводит к тому, что зуб почернел и болит. Изменение оттенка связано с постепенным отмиранием нерва. При этом меняется цвет тканей.

2.Кариес (скрытый, вторичный) становится причиной того, почему зуб чернеет под пломбой. При скрытом кариесе появляется темное пятно на зубе. При этом характерной «дырки» на поверхности не будет. Причиной вторичного кариеса становится некачественная установка пломбы. В таком случае между дентином и пломбой остается полость. Постепенно здоровые ткани начинают разрушаться, а зуб чернеет.

3.Травма. Сильный удар или перелом зуба приводит к разрыву пульпы с кровоизлиянием. При этом происходит заполнение канальцев дентина кровью. Зуб черный внутри становится из-за реакции железа с кислородом.

4.Пломбировочный материал. Пломбы, содержащие амальгаму, серебряные штифты и другие материалы, которые раньше использовались стоматологами, могут вступать в реакцию с кислородом. Окисляясь они темнеют. Это приводит к тому, что почернел зуб под пломбой.

5.Ошибки стоматолога. Нарушение лечения, использование некачественных материалов, кровоизлияние провоцируют дисколорит.

Причины, почему чернеют зубы у взрослых, бывают связаны с хроническими или другими заболеваниями, недостаточной гигиеной.

Почему темнеет зуб

У детей пигментация на зубах имеет другие причины:

• заболевания органов желудочно-кишечного тракта провоцируют темные точки или налет;
  • недостаток витаминов и минералов;
  • избыток фтора в организме;
  • нарушение работы иммунной системы;
  • прием антибактериальных препаратов;
  • воспалительный процесс или травма пульпы;
  • дисбактериоз или грибковая инфекция;
  • серебрение зубной поверхности для профилактики кариеса.

От чего чернеют зубы у детей

Чернеют зубы поэтапно. Стоматологи выделяют несколько стадий развития дисколорита:

1.Начальная. Формируется желтизна или появляется коричневый оттенок эмали, рассмотреть который можно только вблизи. Избавиться от дисколорита помогает профессиональная стоматологическая чистка.

2.Средняя. Пятна на эмали становятся выраженными. Оттенок меняется от светло до темно коричневого. В таком случае нужна терапия. В зависимости от проблемы стоматологи проводят пломбирование или отбеливание.

3.Запущенная. Черное пятно на зубе занимает всю площадь. Могут формироваться полости или повреждение поверхности. В таком случае даже сложное лечение окажется неэффективным. Пациенту проводится удаление зуба и установка имплантата.

Стадии дисколорита

Чтобы понять, почему темнеют зубы, в клинике доктора Фадина проводят комплексную диагностику. Она включает:

1.Осмотр.Проводится оценка степени дисколорита, состояние зубо-челюстной системы.

2.Рентгенодиагностика. Методика основана на выполнении снимка челюсти для выявления возможных патологий и определения, почему почернел зуб. Рентгенограмма помогает уточнить диагноз и выбрать тактику лечения. В нашей клинике применяется оборудование, позволяющее получить прицельные снимки, проводить ортопантограмму или компьютерную томографию.

Рентгеновское исследование безопасное, но все же у него есть противопоказания:
  • высокая радиационная нагрузка (встречается у работников АЭС или ренген-лаборантов);
  • прохождение лучевой терапии;
  • беременность.

Стоимость диагностики зависит от:
  • вида обследования;
  • количества процедур;
  • описания снимка.

Диагностика потемнения

Если причины, почему зуб почернел, не связаны с заболеванием или другими серьезными причинами, вернуть ему естественный вид поможет отбеливание. Оно бывает:

1.Домашним. Для этого в аптеке покупается средство в виде геля, который нужно наносить на поврежденную поверхность. Домашнее отбеливание – долгий процесс (занимает до 2-4 недель). На весь период его проведения необходимо отказаться от курения, исключить из рациона продукты, окрашивающие эмаль. Необходимо придерживаться рекомендованной дозировки отбеливающего вещества, чтобы предотвратить появление ожогов слизистой. Такой способ не подходит пациентам, у которых установлены пломбы с амальгамой, диагностирован флюороз или зуб потемнел из-за приема тетрациклина. При использовании отбеливающих паст с абразивными веществами, может развиться высокая чувствительность или произойдет повреждение эмали. Поэтому использовать их постоянно нельзя.

2.Клиническим. Этот вариант более эффективный, безопасный, осветляет зуб на 8-10 оттенков. Для этого в клинике перед использованием отбеливающего геля наносится защитное средство. Для активизации работы геля используют фотолампу. В результате реакции происходит разрушение пигмента и осветление эмали. Если зуб потемнел под пломбой незначительно (на 1-2 тона), проводится внутриканальное отбеливание. Для этого в полость вносят отбеливатель и запускают реакцию термокатализа.

3.Комбинированным. Для этого стоматолог делает капы по слепкам пациента. Использовать их нужно самостоятельно, заполнив гелем и надев на зубы. В зависимости от используемой системы продолжительность их использования составляет 3-14 дней.

Способы отбеливания

Если причина, почему на зубах появился налет, не позволяет исправить ситуацию отбеливанием, стоматолог предложит следующие процедуры:

1.Гигиеническую чистку. Проводится удаление бактериального налета, разрушаются и вымываются твердые отложения, полируется эмаль, при необходимости проводится фторирование или нанесение других составов. Процедура проводится с помощью ультразвукового аппарата Air-flow. Процедура хорошо справляется с последствиями курения или употребления красящих продуктов.

2.Замену пломб. Если потемнел зуб под пломбой, потребуется ее замена. Стоматологи клиники доктора Фадина используют пломбировочные материалы, которые не провоцируют дисколорита.

3.Установка виниров. Черные зубы можно спрятать под винирами. Это керамические накладки небольшой толщины. Их ставят при флюорозе, налете курильщика, пигментации, которую нельзя отбелить, сколах или трещинах на зубы в зоне улыбки. Срок службы накладок более 10-15 лет. Противопоказанием к их установке являются бруксизм, тонкая эмаль, тяжелые дефекты, повышенный риск получения травмы.

4.Протезирование. Если черный зуб спасти невозможно, стоматолог предложит удалить его, заменив на имплантат. В клинике доктора Фадина используют современные методы имплантации, качественные материалы.

Помощь стоматолога, если потемнел зуб

Чтобы избежать ситуации, когда чернеет зуб, специалисты нашей клиники рекомендуют заниматься профилактикой дисколорита. Для этого необходимо:

• ежедневно (не менее 2 раз в день) проводить гигиеническую чистку зубов и десен, выбирая пасты, содержащие бромелайн, цитрат натрия, дифосфаты или другие компоненты, которые препятствуют изменению оттенку эмали;
  • пользоваться средне жесткой щеткой, зубной нитью, ополаскивателями, которые хорошо удаляют налет;
  • отказаться от курения;
  • полноценно питаться, избегая сладостей, продуктов, окрашивающих эмаль (кофе, красное вино, ягоды);
  • пить фильтрованную воду;
  • регулярно проходить профилактические осмотры у стоматолога, проводить профессиональную гигиеническую чистку, своевременно лечить любые заболевания.

Обязательно проконсультироваться со стоматологом нужно в таких случаях:
  • зуб почернел, но не болит;
  • изменение оттенка сопровождается болезненными ощущениями;
  • появление неприятного запаха при регулярной гигиене;
  • появление чувствительность эмали;
  • формирование трещин, сколов, других повреждений.

Смешанная методика

В нашей клинике оказываются все виды стоматологических услуг. Мы смогли совместить медицинские достижения, применение оборудования и материалов ведущих производителей, заботливый персонал, работающий на качество, комфортное выполнение различных видов стоматологических процедур.

Среди преимуществ клиники можем выделить:
  • использование современного стоматологического оборудования и материалов европейского качества;
  • комфортное и безболезненное проведение всех стоматологических процедур, включая лечение, протезирование, имплантацию;
  • расширенную гарантию на все виды услуг;
  • обслуживание более 400 пациентов ежемесячно, которые рекомендуют нас своим знакомым, поэтому около 75% наших клиентов приходит к нам именно по рекомендации;
  • проведение терапии под контролем главного врача клиники доктора Фадина;
  • удобное место расположения клиники.

Если вы столкнулись с потемнением зубной эмали или другими стоматологическими проблемами, запишитесь на прием в клинику доктора Фадина. Мы гарантирует подход к каждому пациенту, качественное и безопасное решение любой проблемы.

Преимущества лечения в клинике доктора Фадина

Опубликовано: 11.09.2024