Болит зуб: причины денталгии, что делать, как снять боль в домашних условиях

Денталгия – боль, возникающая в структуре зуба или в околозубных тканях. Она может быть острой или ноющей, сопровождающей человека в течение многих часов. Зачастую денталгия развивается в результате распада пульпы зубы или по причине ее сильного воспаления. Также болевые ощущения возникают на фоне повышенной чувствительности тканей зубной единицы, из-за перепадов температур, которые оказывают воздействие на эмаль. Что делать, если боли зуб? Первая помощь – таблетки от зубной боли. Однако, не нужно рисковать и без детального изучения покупать первый попавшийся препарат. Первично рекомендуется выпить проверенное средство, например, лекарство, которое пациент принимает при головной боли. Проявления денталгии уменьшатся, после чего нужно записаться на прием к стоматологу.

Поговорим о том, почему болят зубы, в каких случаях неприятные ощущения – нормальное явление, а когда стоит записаться к стоматологу.
Денталгия, которой характерны острые или ломящие, продолжительные боли, появляется ввиду воспалений, активно текущего гнойного процесса под коронкой, в околозубных тканях, а также по таким причинам:

1.Кариозное поражение. Дискомфорт может усиливаться при перепадах температурах, при пережевывании или откусывании кислых, сладких продуктов.

2.Пульпит. Боль пульсирующая, усиливающаяся в вечернее, ночное время. Продолжается в течение 2-14 суток, усиливается и сопровождает человека все время. Против нее малоэффективны обезболивающие таблетки для зубов.

3.Новообразования. При кисте корня зуба или гранулеме денталгия проявляется преимущественно в ночное время, может стихать. Сконцентрирована на корне зуба.

4.Периодонтит. На десне формируется отек, и кажется, что зуб становится больше, мягкие ткани отекают, и внутри зуба появляется пульсация.

5. Заболевания тканей пародонта. Воспалительные процессы в деснах – частая причина, почему болит зуб. Болевой синдром сопровождается изменением цвета мягких тканей, сильным отеком, кровоточивостью. В запущенной ситуации возможно выделение гнойного экссудата.

6.Прорезывание восьмерок. Рост этих зубов может усложняться недостатком места, поэтому пациент чувствует боль из-за давления на соседние единицы, их смещения. Состояние проявляется ломящей, продолжительной болью.

7. Нагноение. При флюсе, остеомиелите и других заболеваниях средства от зубной боли малоэффективны. Более того, денталгия сопровождается повышением температуры, ухудшением самочувствия в целом, отечностью щек.

8.Травмы. При ушибе или переломе корня боль ноющая, но ее можно терпеть. Усиливается при надавливании на десну или щеку со стороны проблемной единицы.

9.Ошибки, допущенные при лечении. Если во время терапии врач допустил ошибку, например, неправильно поставил пломбу или выполнил протезирование, болевой синдром может развиваться при пережевывании пищи.

10.Дефекты на зубе. Если на единице образовался скол, появились трещины, корень оголился, появляется гиперестезия – состояние, при котором повышается чувствительность.

Причины зубной боли

Бывает, что пациент жалуется на неприятные ощущения после устранения кариеса, терапии пульпита, удаления зуба или протезирования. С высокой вероятностью:

• был поставлен неподходящий протез или нарушен протокол лечения;
  • при лечение кариеса перегрелась камера пульпы;
  • кариозное поражение было устранено не в полном объеме;
  • между пломбировочным материалом и дентином образовался зазор;
  • неправильно/неполностью запломбированы каналы;
  • пломбировочный материал вышел за пределы верхушки корня единицы;
  • в канале корня остался элемент стоматологического инструмента.

Минимизировать ошибки во время лечения стоматологом позволяет оборудование, предназначенные для постановки диагноза и последующего лечения. При работе с новообразованием, пульпитом стоматологи делают прицельную рентгенографию, интегрируют в работу эндодонтические приборы для корректного измерения глубины каналов, их раскрытия и пломбирования.
В стоматологию «Доктора Фадина» обратилась пациентка с сильной болью. Денталгия была ноющей, достаточно сильной. Женщина почти не спала, не могла нормально пережевывать пищу. Обезболивающее от зубной боли не давали ожидаемого результата.
На осмотре врач выявил, что зрительно во рту нет проблем. Доктор выполнил ортопантомограмму и выявил, что все третьи моляры росли атипично, двигаясь в направлении соседних единиц. Режущие моляры оказывали давление на «соседей». Лечение заключалось в экстракции зубов мудрости. После этого зубная боль перестала беспокоить пациентку. Ей было рекомендована установка брекет-систем для исправления прикуса.

Пример терапии денталгии

Что делать, если сильно болит зуб? При ломоте, сильной пульсирующей боли дома человек может сделать следующее:

• позаботиться о гигиене для удаления налета от еды;
  • обработать рот ополаскивателем с содержанием антисептика;
  • подержать на щеке холодный компресс;
  • пополоскать рот отваром из лекарственных растений – некоторые травы способствуют снятию воспаления;
  • принять обезболивающие от зубной боли.

Эти действия не вылечат больную единицу, но поспособствуют уменьшению болевого синдрома. После вышеперечисленных процедур рекомендуется безотлагательно записаться в стоматологическую клинику.

Как быстро убрать зубную боль в домашних условиях

Обратиться к врачу рекомендовано в случае, когда денталгия усиливается, в ночное время нарастает, не поддается анестетикам. Визит в клинику нужен, если к основному добавляются сопутствующие симптомы:

• повышается температура тела;
  • воспалились подчелюстные лимфатические узлы;
  • самочувствие ухудшается, появилась слабость и тошнота;
  • отечность десны, ощущение увеличение больного зуба;
  • неприятный запах изо рта.

Как избавиться от зубной боли – визит в клинику

Что делать при зубной боли? Нужно выявить причину неблагоприятного состояния. Врачи стоматологии «Доктора Фадина» на приеме осматривают пациента, проводят диагностику, назначают терапию, разработав схему лечения с учетом особенностей клинической картины.

Диагностические мероприятия начинают с осмотра лица и рта. Врач дает оценку состоянию лимфатических узлов, шеи, щек. Доктор осматривает десны, потенциально больную единицу, оценивает состояние слизистой.

Второй этап диагностики – инструментальное исследование, которое может включать:
  • зондирование сформировавшейся полости, десневого кармана;
  • легкое постукивание по коронковой части зуба для выявления степени болезненности;
  • проводит термопробу для определения чувствительности пораженной единицы;
  • выполняет электроодонтодиагностику – воздействует на пульпу током, чтобы дать точную оценку повреждению;
  • назначает прицельный рентген для определения состояния внутренней структуры зуба;
  • выполняет ортопантомограмму – процедура демонстрирует все особенности челюсти.

Если врач не выявил патологий, он направит пациента к другим медспециалистам, например, к ЛОР-врачу, неврологу или хирургу.

Диагностика

После постановки диагноза врач назначает пациенту лечение. Схема может включать терапевтические, эндодонтические, ортопедические, хирургические меры.

Терапевтическое

Проводят с целью:
  • снять болевой синдром;
  • устранить воспалительный процесс;
  • убрать острую боль;
  • провести антисептическую обработку.

В рамках терапии назначают:
  • полоскание антисептиками, например, хлоргексидином, мирамистином;
  • нанесение противовоспалительного геля для снятия воспалительного процесса в тканях пародонта;
  • прием нестероидных препаратов с противовоспалительным и анестезирующим действием;
  • препараты антибиотического спектра для снятия или предупреждения воспалений с образованием гнойного содержимогою

Нежелательно заниматься самолечением, назначать себе противовоспалительные и обезболивающие при зубной боли. Врач, опираясь на диагноз, рассчитает дозировку и кратность приемов. Самостоятельная терапии с высокой вероятностью будет способствовать ухудшению клинической картины.

Как успокоить зубную боль: лечение денталгии

Эндодонтическое

Такая терапия показана при пульпите, кисте корня зуба, периодонтите, при неправильно выполненном пломбировании каналов.

В рамках эндодонтической терапии пациенту делают анестезию, чтобы получить беспрепятственный доступ к каналам корня проблемной единицы и удаляют пульпу, обрабатывают каналы корня, убирают очаги воспаления и закладывают в них противовоспалительные препараты. Далее устанавливают временный пломбировочный материал. Спустя несколько дней при положительной динамике временную пломбу заменяют постоянной.

Ортопедическое

Показано, если:
  • после пломбы или протезирования коронкой единица зубная ноет;
  • сформировался скол или трещина;
  • установлен неподходящий под зуб протез;
  • допущены ошибки при изготовлении культевой вкладки.

В рамках ортодонтической терапии:
  • выполняют шлифовку зубных контактов;
  • неправильно сделанную пломбу заменяют новой;
  • коронку, мост, вкладку снимают;
  • устанавливают новые элементы протезирования.
Хирургическое

Хирургические манипуляции проводят в тех случаях, когда таблетки от зубной боли взрослым практически неэффективны, а терапевтические, ортодонтические и другие меры не дают положительного результата.

Хирургия показана, если:
  • если после экстракции единицы боль отдает в соседние единицы;
  • диагностирован альвеолит;
  • развился пародонтит;
  • сформировалось гнойное образование, наблюдается воспаление корней зуба в запущенном состоянии;
  • зуб разрушен более чем на 50% и не подлежит восстановлению протезами или пломбировочными материалами.

В рамках хирургии:
  • на подвижные единицы устанавливают шину;
  • выполняют резекцию верхушки корня;
  • вскрывают флюс;
  • проводят процедуру удаления разрушенной зубной единицы;
  • зачищают мягкие ткани, которые пострадали под воздействием гноя.
Чтобы минимизировать риск появления боли, рекомендуем:

• дважды в день чистить зубы щеткой и пастой, пользоваться ирригатором и зубной нитью;
  • по возможности отказаться от курения;
  • реже употреблять алкогольсодержащие напитки;
  • периодически приходить к стоматологу для контрольных осмотров;
  • периодически проходить профессиональную чистку зубов;
  • не надеяться, что таблетка решит проблему поврежденного зуба, и при появлении даже незначительного дискомфорта обращаться к врачу.

Что делать когда болит зуб: профилактические меры

Может ли болеть зуб из-за других патологий?
Денталгия может проявляться при заболевании ЛОР-органов, из-за воспаления тройничного нерва. Также боль иногда развивается в результате стенокардии, хронического стресса, некоторых психиатрический заболеваний.

Если зуб болит, можно ли снять боль в домашних условиях?
Пить анестетики в течение нескольких дней или недель не рекомендуем. Важно оперативно прийти на прием к стоматологу. Это позволит избежать осложнений.

Что не допускается делать?
Не разрешено:
  • воздействовать на флюс острым предметом, выдавливать гнойное содержимое;
  • жевать чрезмерно холодную или горячую пищу;
  • пить анестезирующие лекарства более одного дня;
  • самостоятельно назначать и принимать антибиотики.

Боль сохранилась после лечения, что делать?
В норме денталгия может сохраняться до пяти суток после экстракции единицы, установки пломбы, имплантаты, терапии периодонтита. Если болевые ощущения сохраняются дольше, запишитесь на прием к стоматологу.

Опубликовано: 24.09.2024